В Совете Федерации предложили пересмотреть стоимость техосмотра, а новый порядок формирования ценника закрепить прямо в законе о ТО. Формировать стоимость хотят примерно так же, как в случае
с ОСАГО — с базовыми ставками и диапазонами их изменения. Разбираемся, что происходит и чем всё это может закончиться.
Как предлагают формировать цены на техосмотр
Автором нового законопроекта о ценах на техосмотр стал председатель комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов. Сейчас документ находится на согласовании в Росаккредитации, потому что сенатор предлагает не только изменить тарифную политику, но и отобрать у Российского союза автостраховщиков (РСА) право на аккредитацию операторов техосмотра, а у Госавтоинспекции — полномочия по контролю за операторами. Всеми этими функциями, согласно законопроекту, надлежит наделить именно Росаккредитацию.
Согласно документу Кутепова, власти должны установить методику расчёта базовой ставки, а также минимального и максимального пределов стоимости техосмотра. Будут разработаны правила применения этих ценовых пределов и правила распределения ставок и границ цен по регионам.
По сути, предлагается схема, похожая на нынешнюю систему тарификации ОСАГО. В ней тоже есть тарифный коридор, в рамках которого каждый страховщик волен устанавливать свой ценник для каждого клиента персонально. Но границы ценового коридора задаёт Центробанк.
Как тариф на техосмотр формируется сейчас
В настоящее время стоимость техосмотра устанавливают региональные власти. Для этого они используют методику, разработанную и утверждённую ФАС ещё в 2012 году. Методика довольно сложная, поэтому разница в цене от региона к региону может превышать сто процентов. Разброс цен — от 300 до 1000 рублей.
Зачем вообще цены на ТО задумали поменять
Официальные лица говорят о том, что цены на техосмотр не менялись с 2011 года. За это время выросла инфляция, подорожало электричество, аренда, а стоимость техосмотра оставалась прежней. Это в Москве ТО легкового автомобиля обходится в более-менее приемлемые для операторов 720 рублей, а в Волгограде диагностика стоит 450 рублей, в Дагестане — всего 320!
Из-за низкой маржинальности операторов ТО на весь российский автопарк не хватает. А новых низкими ценами не заманишь. В то же время, если с октября техосмотр по новым правилам заработает по-настоящему — с фотофиксацией и занесением данных в ЕАИСТО в реальном времени — то региональным властям нужно срочно наращивать и количество операторов, и количество пунктов техосмотра. Иначе уже в следующем году выстроятся километровые очереди.
Менее законопослушные граждане просто не будут получать диагностические карты, а соответственно, и приобретать ОСАГО. Кроме того, из-за малого числа пунктов техосмотра начнутся сложности и с выдачей диагностических карт на общественный транспорт.
Есть два пути решения проблемы. Первый — отменить техосмотр для легковых автомобилей физических лиц. Второй — установить справедливую стоимость техосмотра. Всё-таки это бизнес! Потому что операторам нужно не только платить аренду и коммуналку, но и, например, вложиться в переоборудование для соответствия новым требованиям. И это не считая зарплат и прочих расходов.
Что думают сами операторы про цены на техосмотр
Как рассказал корреспонденту Журнала Авто.ру генеральный директор столичного оператора техосмотра ООО «АвтоФорвард» Андрей Мозгин, стоимость техосмотра надо поднимать минимум в два раза для каждого вида транспортных средств.
«Официально говорят, что тариф не менялся с 2011 года, — говорит Мозгин. — По факту он не менялся вообще с 2008 года, когда техосмотр вместе с ГИБДД проводили. Просто в 2011-м отменили госпошлину и назначили её в виде платы за техосмотр».
По мнению генерального директора волгоградского оператора ООО «Леондизайн» Александра Сердюкова, справедливая стоимость техосмотра для легкового автомобиля должна быть 1500 рублей.
«ФАС заявлял, что по их расчётам тариф должен быть 1900 рублей, — говорит Александр Сердюков. — Для Москвы, наверное, да. В Волгограде достаточно и 1500 рублей. Вообще, автосервисы работают по нормочасу. Справедливым было бы установить стоимость нормочаса и для техосмотра».
Что касается определения верхней и нижней планки, в пределах которых может изменяться базовая цена ТО, то эту идею операторы поддерживают. По их мнению, нижняя планка позволит избавиться от демпинга, например, при государственных тендерах.
«Мосгортрнас назначил тендер на проведение техосмотра их автобусов, — рассуждает Андрей Мозгин. — И кто его выиграл? Какая-то неизвестная компания из Самары, поставившая цену 100 рублей за диагностическую карту. Позже она отказалась от обслуживания Мосгортранса. Видимо, не нашла исполнителя, готового за такие деньги работать».
«Нужна и нижняя, и верхняя планка, — говорит Сердюков. — Должен быть коридор, потому что это бизнес. Когда начинаются торги по госзаказам, затраты и так не оправдывают себя, а тут демпинг, и все уходят в минуса. Мэрия Смоленска объявила тендер — выиграла компания из Москвы, которая дала 200 рублей. Понятно, что за такие деньги никто проводить техосмотр не будет. Их достаточно, чтобы на принтере диагностическую карту распечатать».
Однако есть и мнение, что при нынешнем строгом контроле за техосмотром и обязательном фотографировании машин такой демпинг попросту становится невозможным. Поэтому некоторые операторы считают, что нижняя планка не нужна. Достаточно верхней, а всё остальное отрегулирует рынок.
Что об этом думают власти
В ФАС утверждают, что разработать методику для установления верхней или нижней планки просто невозможно. Нынешняя методика включает в себя формулу расчёта стоимости, которая и будет справедливой. А верхние и нижние пределы нельзя рассчитать — их можно только установить. И делать это должны местные органы власти.
Кстати, ФАС ещё в феврале обещала разместить новую методику для общественного обсуждения, но так этого и не сделала. Примечательно, что, по новым правилам, вступившим в силу с 1 января 2021 года, принимать документы, которые меняют требования к бизнесу, можно только в марте или в сентябре. Поэтому новые требования к пунктам техосмотра, вероятно, примут лишь в сентябре. Тогда же стоит ожидать и новую методику расчёта тарифа на техосмотр.
В Российском союзе автостраховщиков поддерживают предложение о расчёте нижней и верхней границы стоимости техосмотра. Там утверждают, что установленный в ОСАГО коридор показал себя только с положительной стороны — между компаниями идёт сильная конкуренция за клиентов, что не даёт задирать необоснованно стоимость полиса. В то же время нижняя граница не позволяет демпинговать на рынке.
Госавтоинспекцию мало заботит стоимость техосмотра. Ведомство лишь беспокоится, чтобы не случился транспортный коллапс, когда на техосмотр поедут все. Поэтому там считают, что именно местные органы власти должны сделать всё, чтобы количество пунктов ТО в регионах было достаточным. В том числе пересмотреть цены на техосмотр.
Примечательно, что если ценовую политику в отношении техосмотра поменять в сентябре, то произойдёт это как раз накануне выборов. Увеличение (особенно если оно будет значительным) стоимости техосмотра больно ударит по автовладельцам в регионах. Так что вполне возможно, чтобы не потерять доверие электората, местные власти постараются не менять тарифную политику в горячее время. А значит, его подорожания можно ожидать только в марте следующего года. Но согласятся ли операторы ещё несколько месяцев работать в таких условиях — большой вопрос.
Источник: Авто.ру